Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

АКТУАЛЬНЫЕ
НОВОСТИ


дпоп "народные инструменты" балалайка
Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Специальность» по виду инструмента «Домра, балалайка», далее – «Специальность», разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
Учебный предмет «Специальность» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на балалайке, получение ими художественного образования, а также на
эстетическое воспитание и духовно-нравственное развитие ученика.
Обучение игре на балалайке включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры и подбора по слуху, формирование навыков самостоятельной
работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения
профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.
Срок реализации учебного предмета «Специальность»
Срок освоения программы для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1-й класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Для детей,
планирующих поступление в профессиональное образовательное учреждение, срок обучения может быть увеличен на 1 год.
Форма проведения аудиторных занятий:
индивидуальная, продолжительность урока – 40 мин.

  • 2 часа в неделю для учащихся 1-6 классов (8-ми летний срок обучения), для учащихся 1-3 классов (5-ти летний срок обучения);
  • 2,5 часа в неделю для учащихся 7-8 классов (8-ми летний срок обучения)
Индивидуальная форма занятий позволяет преподавателю построить содержание программы в соответствии с особенностями развития каждого ученика.
Цели и задачи учебного предмета «Специальность»
Цели:
  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
  • выявление одаренных детей в области музыкального исполнительства на фортепиано и подготовки их к дальнейшему поступлению в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы среднего профессионального образования.
Задачи:
  • развитие интереса к музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • освоение учащимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета;
  • формирование комплекса исполнительских навыков: овладение знаниями, умениями и навыками игры, позволяющими выпускнику приобретать собственный опыт музицирования;
  • приобретение учениками опыта творческой деятельности и публичных выступлений
  • формирование навыков сольной исполнительской практики и коллективной творческой деятельности, их практическое применение;
  • формирование у одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения среднего
  • профессионального образования.
Обоснование структуры программы учебного предмета
«Специальность».
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
  1. сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  2. распределение учебного материала по годам обучения;
  3. описание дидактических единиц учебного предмета;
  4. требования к уровню подготовки учащихся;
  5. формы и методы контроля, система оценок;
  6. методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы
«Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Выбор методов зависит от возраста и индивидуальных особенностей учащегося.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры на инструменте);
- практический (работа на инструменте, упражнения);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Индивидуальный метод обучения позволяет найти более точный и психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий метод обучения.
Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и
основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на домре, балалайке.
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
«Специальность»
Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Для реализации образовательной программы необходимо наличие в каждом кабинете по классу домры, балалайки необходимых принадлежностей:
  • Инструменты. Желательно наличие уменьшенных инструментов для самых маленьких учеников.
  • Подставки под ноги или разноуровневые стулья.
  • Чехлы для хранения и удобной транспортировки инструмента.
  • Пюпитр (подставка для нот) для обеспечения максимально комфортных условий для чтения нотных текстов.
  • Фортепиано
Для оборудования класса также необходимо наличие аудио и видео оборудования, наглядных пособий, нотной и методической литературы. В школе желательно иметь
концертный зал, оборудованный световым и звуковым оборудованием.
Связь с другими предметами программы
Весь комплекс предметов, составляющих учебный план к предметной области «Народные инструменты» - это логически выстроенный, полный и достаточный цикл. 
Содержание предмета расширяет и дополняет уровень знаний учащихся по таким предметам, как Музыкальное исполнительство:
  • Специальность
  • Ансамбль
  • Фортепиано
  • Хоровой класс
  • Теория и история музыки
  • Сольфеджио
  • Слушание музыки
  • Музыкальная литература (зарубежная, отечественная).
Программа учебного предмета «Ансамбль» 
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к образовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».
В общей систем профессионального музыкального образования значительное место отводится коллективным видам музицирования: ансамблю, оркестру. В последние годы
увеличилось число различных по составу ансамблей: как учебных, так и профессиональных. Навыки коллективного музицирования формируются и развиваются на основе и
параллельно с уже приобретенными знаниями в классе по специальности. Смешанные ансамбли русских народных инструментов широко распространяются в школьной учебной
практике, так как не во всех музыкальных образовательных учреждениях имеются большие классы струнных народных инструментов, составляющих основу оркестра.
Успешный опыт смешанных ансамблей должен основываться на творческих контактах руководителя коллектива с преподавателями по специальности.Данная программа разработана для ансамбля струнных народных инструментов.
Срок реализации учебного предмета «Ансамбль»
Реализация данной программы осуществляется со 4 по 8 (9) классы (по образовательным программам со сроком обучения 8 (9) лет).
Реализация данной программы осуществляется со 2 по 5 (6) классы (по образовательным программам со сроком обучения 5 (6) лет).
Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповая (от 2 до 10 человек). Продолжительность урока - 40 минут.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
 развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им
знаний, умений и навыков в области ансамблевого исполнительства.
Задачи:
стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;
формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;
расширение кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром;
решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);
развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;
обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;
приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;
формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса участника ансамбля народных инструментов.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по годам обучения;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».
Методы обучения
Выбор методов обучения по предмету «Ансамбль» зависит от:
 возраста учащихся;
 их индивидуальных способностей;
 от состава ансамбля;
 от количества участников ансамбля.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
 словесный (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов игры на балалайке);
 практический (работа на инструменте, упражнения);
 аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).
Предложенные методы работы с ансамблем народных инструментов являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на русских народных инструментах.
Описание материально – технических условий реализации учебного предмета «Ансамбль»
Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
В образовательном учреждении с полной комплектацией учеников по всем народным инструментам должно быть достаточное количество высококачественных оркестровых русских народных инструментов, а также должны быть созданы условия для их содержания, своевременного обслуживания и ремонта.
Связь с другими предметами программы
Учебный предмет «Ансамбль» неразрывно связан с учебным предметом «Специальность», а также со всеми предметами образовательной программы в области искусства "Народные инструменты".
Предмет «Ансамбль» расширяет границы творческого общения инструменталистов - народников с учащимися других отделений учебного заведения, привлекая к сотрудничеству
флейтистов, ударников, пианистов и исполнителей на других инструментах. Ансамбль может выступать в роли сопровождения солистам-вокалистам академического или народного пения, хору, а также принимать участие в театрализованных спектаклях фольклорных ансамблей. Занятия в ансамбле – накопление опыта коллективного музицирования, ступень для подготовки игры в оркестре.

Программа учебного предмета «Фортепиано» 
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Оркестровые инструменты» и «Народные инструменты».
Предмет «Фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является одним из звеньев музыкально-педагогического воспитания учащихся-инструменталистов ДМШ.
Учебный предмет «Фортепиано» направлен приучить детей к домашнему музицированию, к так называемому «музыкальному самообслуживанию». Наличие этого предмета в программе ДМШ способствует гармоничному художественному развитию учащихся. Учебный предмет «Фортепиано» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует специальные исполнительские умения и навыки. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности,
знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет «Фортепиано» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся-
инструменталистов. Фортепиано является базовым инструментом для изучения теоретических предметов, поэтому для успешного обучения в детской школе искусств обучающимся на струнном, духовом и народных отделениях, необходим курс ознакомления с этим дополнительным инструментом.
Срок реализации учебного предмета
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета для 8-летнего обучения предпрофессиональной программы «Оркестровые и народные инструменты»
составляет 6 лет (с 3 по 8 класс).
Объем учебного времени
На освоение предмета «Фортепиано» по учебному плану предлагается 1 час аудиторных занятий в неделю для учащихся оркестрового и народного отделений.
Программа предмета «Фортепиано» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома фортепиано или синтезатора. Домашняя
работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке. На самостоятельную работу отводится 2 часа в неделю в течение всех лет обучения.
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - индивидуальная, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель:
развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им базовых знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
обучение навыкам игры на фортепиано, оказание помощи в усвоении музыкально – теоретических дисциплин.
В отличие от курса специального фортепиано здесь следует больше уделять внимания развитию навыков, практически необходимых музыканту: быстрой ориентации в нотном
тексте, чтению с листа, игре ансамблей и аккомпанементов. Не следует требовать выучивания всех произведений наизусть, лучше больше уделить времени знакомству с широким кругом музыкальных произведений.
Задачи:
 развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора;
 владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
 формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;
 овладение основными видами штрихов- nonlegato, legato, staccato;
 развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
 овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
 обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
 владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
 приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию.
Обоснование структуры учебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
 сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
 распределение учебного материала по годам обучения;
 описание дидактических единиц учебного предмета;
 требования к уровню подготовки обучающихся;
 формы и методы контроля, система оценок;
 методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методы обучения
В музыкальной педагогике применяется комплекс методов обучения. Индивидуальное обучение неразрывно связано с воспитанием ученика, с учетом его возрастных и
психологических особенностей.
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
 словесные (объяснение, беседа, рассказ);
 наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией пианистических приемов, наблюдение);
 эмоциональный (подбор ассоциаций, образных сравнений);
 практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
Материально-техническая база образовательного учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Учебные аудитории для занятий по предмету «Фортепиано» оснащены фортепиано и имеют площадь не менее 6 кв. метров, оборудованы звукоизоляцией и своевременно
ремонтируются. В школе есть концертный зал с концертным роялем, библиотека и фонотека. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиками (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

Программа учебного предмета «Хоровой класс» 
разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Фортепиано», «Струнные инструменты», «Народные инструменты» в соответствии с объемом времени, предусмотренным на данный предмет ФГТ.
Хоровое исполнительство - один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, учебный предмет «Хоровой класс» является предметом обязательной части, занимает особое место в развитии музыканта-инструменталиста.
В детской музыкальной школе, где учащиеся сочетают хоровое пение с обучением игре на одном из музыкальных инструментов, хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения исполнительским искусством на любом музыкальном инструменте.
Учебный предмет «Хоровой класс» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, духовно-нравственное развитие ученика.
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс»
Срок реализации учебного предмета «Хоровой класс» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет (с 1 по 8 классы) для учащихся, обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства
«Фортепиано».
Форма проведения учебных аудиторных занятий
Форма проведения учебных аудиторных занятий - групповая (от 11 человек) или мелкогрупповая (от 4 до 10 человек). Возможно проведение занятий хором следующими группами: младший хор-1-4 классы, старший хор-5-8 классы
При 8-летнем обучении занятия проводятся по 1-му часу в неделю с 1-го по 3-й классы и 1,5 часа в неделю с 4-го по 8-й классы. На определенных этапах разучивания репертуара возможны различные формы занятий. Хор может быть поделен на группы по партиям, что дает возможность более продуктивно прорабатывать хоровые партии, а также
уделять внимание индивидуальному развитию каждого ребенка.
Цель и задачи учебного предмета «Хоровой класс»
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.
Задачи:
• развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
• развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
• формирование умений и навыков хорового исполнительства;
• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
• приобретение обучающимися опыта хорового исполнительства и публичных выступлений.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
словесный (объяснение, разбор, анализ музыкального материала);
наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);
практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого, репетиционные занятия);
прослушивание записей выдающихся хоровых коллективов и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающихся;
индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы с хоровым коллективом в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях хорового исполнительства.


Учебный предмет «История изобразительного искусства»

направлен на овладение духовными и культурными ценностями народов мира; воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов; формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями.

       Концепция программы основана на методологических положениях, согласно которым приоритетной областью содержания учебной дисциплины является русская художественная культура.

       Исходя из этого в программе:

       а) раскрыта историческая логика формирования и развития русских национальных художественных ценностей;

     б) в разделах, посвященных ранним этапам становления русской художественной культуры (Древняя Русь), определена символическая точка отсчета – триада «Восток – Запад - Русь»;

в) в разделах, знакомящих с более поздними эпохами (17-20 вв.), использован метод сопоставления русской и европейской художественных культур.

       Автор-составитель Магнусова Н.В. в данной программе не использует материалы из программы Л.А.Рапацкой, посвященных памятникам литературы, прежде всего русской, так как эти произведения достаточно широко представлены в соответствующей школьной программе по литературе. Это касается и музыки, изучаемой на уроках музыкальной литературы.

       Автор-составитель попытался совместить темы, изучаемые на протяжении курса по музыкальной литературе и истории изобразительного искусства – по времени, направлениям в искусстве, стилям и т.д.

       Программа разработана с учетом Государственного стандарта.

 

       Обоснование структуры программы

       Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

                  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

                  распределение учебного материала по годам обучения;

                  описание дидактических единиц учебного предмета;

                  требования к уровню подготовки обучающихся;

                  формы и методы контроля, система оценок;

                  методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

 

       Методы обучения

                  объяснительно-иллюстративный;

                  репродуктивный;

                  исследовательский;

                  эвристический.

                 Содержание учебного предмета

Содержание учебного предмета «История изобразительного искусства» построено с учетом возрастных особенностей детей. Содержание учебного предмета включает следующие разделы и темы:

·   Виды и жанры изобразительного искусства

·   Русская художественная культура – народные праздники и обряды

·              Искусство Древнего мира

·              Искусство Средних веков

·              Древнерусское искусство X - начала XV вв.

·              Возрождение

·              Древнерусское искусство второй половины XV - XVII вв.

·              Искусство Западной Европы XVII - XVIII вв.

·              Искусство России XVIII века

·              Искусство Западной Европы XIX века

·              Искусство России XIX века

·              Искусство Западной Европы конца XIX - первой половины XX вв.

·              Русское искусство конца XIX - начала XX вв.

·              Искусство Советского периода.


Программа учебного предмета «Сольфеджио» 

разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Сольфеджио является обязательным учебным предметом в детской музыкальной школе, реализующей программу предпрофессионального обучения. Уроки сольфеджио развивают такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки помогают ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области искусств «Фортепиано».

 

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, поступивших в детскую музыкальную школу в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет.

Срок реализации учебного предмета «Сольфеджио» для детей, планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные программы в области музыкального искусства, может быть увеличен на один год.

Недельная нагрузка обучающихся по учебному предмету «Сольфеджио» составляет: - аудиторные занятия - в 1 классе -1 час в неделю, во 2 – 5 классах – 1,5 часа в неделю; - внеаудиторные (самостоятельные) занятия – 1 час в неделю.

Целью программы является развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им знаний, умений, навыков в области теории музыки, а также выявление одаренных детей в области музыкального искусства, подготовка их к поступлению в профессиональные учебные заведения.

Задачи:

·                 формирование комплекса знаний, умений и навыков, направленного на развитие у обучающегося музыкального слуха и памяти, чувства метроритма, музыкального восприятия и мышления, художественного вкуса, формирование знаний музыкальных стилей, владение профессиональной музыкальной терминологией;

·                 формирование навыков самостоятельной работы с музыкальным материалом;

·                 формирование у наиболее одаренных детей осознанной мотивации к продолжению профессионального обучения и подготовка их к поступлению в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области искусств.

 Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

·       сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

·       распределение учебного материала по годам обучения;

·       описание дидактических единиц учебного предмета;

·       требования к уровню подготовки обучающихся;

·       формы и методы контроля, система оценок;

·       методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Материально-техническая база детской музыкальной школы соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Реализация программы учебного предмета «Сольфеджио» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечному фонду.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Сольфеджио», оснащены фортепиано, звукотехническим оборудованием, ноутбуком, учебной мебелью (доской, столами, стульями, шкафами) и оформлены наглядными пособиями.


Предмет «слушание музыки» 

является необходимой составляющей в цепочке современного музыкального образования, о чем свидетельствует его обязательное присутствие в учебных планах нового поколения. «Слушание музыки так же, как и «Музыкальная литература», ставит своей целью приобщить детей к музыкальной культуре через пробуждение интереса, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений. Предмет «Слушание музыки» является подготовительным этапом для «Музыкальной литературы», но в то же время, обладает самостоятельной значимостью и самостоятельным содержанием.

       Данная программа отличается от существующих программ, в частности, от программы Н.А. Царевой, рекомендованной Научно-методическим центром по художественному образованию Министерства культуры Российской Федерации, от программы Владимировой О.А. и других. Для автора данной программы очевидно, что начинать обучение на уроках по слушанию музыки следует не с элементов музыкального языка, как это делает Царева, а собственно с музыки, с ее содержания, ее сути. Элементы музыкального языка – всего лишь средство для передачи содержания, и прежде чем разлагать музыку на составляющие элементы и  учиться их слушать в произведении, что, несомненно, важно, надо воспринять музыку целостно. Для  детей естественно беседа о том, «про что» данная музыка, а не о том, как она сделана.

        В предлагаемой программе избран иной подход к самому содержанию курса «слушания музыки», а именно: предметом изучения являются эмоции,  эмоциональное содержание музыкальных произведений.

        Часто говорят, что музыка – это язык чувств. Следовательно, научить понимать музыку – значит научить, прежде всего, чувствовать ее, понимать выраженные в ней эмоции. Это та сторона музыкального содержания, которая обязательно присутствует в любом произведении любого автора в любой исторический период, в то время как изобразительная и символическая стороны музыкального содержания возможны, но не обязательны. (Об этом подробно говорится в методическом пособии по предмету «Музыкальное содержание»). Поэтому на первом этапе (прежде всего, первый год обучения) в программе ставится задача развития эмоциональной сферы ребенка и развитие навыков распознавания эмоций в музыкальных произведениях. Распознавать эмоции важно не только с точки зрения обучения музыке.             Разрабатывая данную программу, автор опирался на «Программу развития эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников», созданной кандидатом психологических наук, руководителем психологической службы Центра психолого-медико-педагогической реабилитации детей и подростков г. Пскова Р.Калининой. Работа Калининой не имеет отношения к музыке, но в ней обоснована с точки зрения психологии необходимость специальных занятий для развития эмоциональной сферы ребенка.

       В частности, в методической записке говорится, что «никакое общение, взаимодействие детей (людей) не будет эффективным, если его участники не способны, во-первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во-вторых, управлять своими эмоциями. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. При всей кажущейся простоте, распознавание и передача эмоций – достаточно сложный процесс…».  Калинина предлагает различные формы работы и самих заданий, некоторые из которых автор данной программы  адаптировал к применению на уроках слушания музыки, и разработал другие, направленные также на распознавание эмоций. Для этой же цели были созданы соответствующие пособия.

       Важной частью обучения является выработка навыка адекватного словесного выражения эмоционального содержания произведений (условно «слова-настроения»). Все «слова-настроения» изначально объясняются на примерах, каковыми служат ситуации из жизни, сказок, стихов; слова-настроения «обыгрываются» через различные задания и соотносятся с музыкой. 

    Здесь надо оговориться, что некоторые слова, которые предлагаются для вербального обозначения заключенного в музыке эмоционального содержания, строго говоря, эмоциями не являются. Например, «грациозно, изящно» или «торжественно, триумфально», «энергично, напористо». Но эти слова тоже входят в необходимый словарный запас человека, говорящего о музыке, поэтому мы делаем подобное допущение.

   На уроках большое место отводится движению под музыку и играм, особенно на первом году обучения, так как маленькие дети, прежде всего, хотят действовать. Широко используется в процессе урока видеоряд (в том числе, репродукции произведений изобразительных искусств) и произведения литературы. В целом, можно определить принципы построения урока и работы на уроке следующим образом: эмоциональность (педагога в первую очередь), игра как метод обучения, многократность повторов (при постоянной вариантности заданий), достаточно быстрое чередование форм работы (смена заданий) на каждом уроке.

       Выбор произведений может быть различным, это зависит от многих причин. Важно, чтобы в начале процесса обучения это были произведения (или фрагменты), в которых выдерживается одна эмоция, несколько позже можно обращаться к произведениям со сменой эмоций (контрастом), но сами эмоции должны четко определяться. Чуть позже происходит обращение к произведениям, в которых возможно использовать сочетание слов- настроений. Сами произведения охватывают разные стили и эпохи, собственно детские пьесы и песни используется, но не в качестве основного материала. Часть произведений слушается и обсуждается более подробно, часть – менее, но к ним можно возвращаться. Фамилии композиторов  и произведения называются, но не ставится специальной цели запоминать их, тем не менее, в результате постоянного возвращения к произведениям, дети запоминают многие из них.

     Важный момент методики обучения заключается в том, что при сосредоточенности на эмоциях, обучение этим не ограничивается. После прослушивания музыкального произведения и осознания его эмоционального содержания, внимание учащихся попутно привлекается к другим моментам, таким как исполнительский состав или способ исполнения, тип произведения, отдельные элементы музыкального языка, наиболее доступные детям в начале обучения. Так, в обиход учащихся вводятся понятия «вокальная, инструментальная, сольная музыка», «дуэт», «оркестр», «скерцо», «вокализ», «контраст», «форте», «стаккато», «а капелла» и многие другие.

    В течение года накапливается довольно солидный терминологический багаж, но самое главное, что слова-понятия (термины) не изучаются сами по себе, а возникают на уроке и входят в оборот в связи с конкретным музыкальным произведением, это способствует лучшему запоминанию понятий и не «сушит» урок. На втором и третьем году обучения эта работа продолжается. Таким образом, к концу третьего года большая часть материала по музыкальному языку, оркестру, жанрам, частично формам оказывается практически охваченной, и темы четвертого года обучения будут обобщать, подытоживать работу трех предыдущих лет.  Наряду со специальными терминами вводятся понятия из области других искусств и общих знаний, что служит расширению кругозора.

 Программа учебного предмета «Музыкальная литература» 

разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области преподавания учебного предмета «Музыкальная литература» в детских школах искусств.

          Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности. Курс музыкальной литературы охватывает широкий круг явлений из области истории и теории музыки: важнейшие события музыкальной жизни как европейской, так и русской культуры, биографии композиторов, знакомство с различными жанрами и формами музыкальных произведений, с инструментами симфонического оркестра.

          Срок реализации программы учебного предмета «Музыкальная литература» составляет четыре года (2 – 5 классы). При реализации программы учебного предмета продолжительность учебных занятий в год со 2 по 5 классы составляет 34 недели. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом МБУДО «ДМШ № 4» на реализацию предмета «Музыкальная литература» включает аудиторные и внеаудиторные (самостоятельные) занятия. Недельная нагрузка обучающихся по учебному предмету «Музыкальная литература» составляет: - аудиторные занятия во 2 – 5 классах – 1 час в неделю; - внеаудиторные (самостоятельные) занятия – 1 час в неделю.

          Форма проведения учебных аудиторных занятий – групповая (от 6 человек). Целью данного учебного предмета является развитие музыкальных способностей учащихся посредством приобщения детей к музыкальной культуре на примере выдающихся образцов классической русской, зарубежной и современной музыки.

          Задачи учебного предмета - развитие музыкальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения; - расширение музыкального кругозора учащихся; - формирование у обучающихся культурно-исторической компетентности, подразумевающей изучение теории, истории музыки и исполнительства различных эпох и народов; - оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания; - воспитание потребности к музицированию, как основной формы ознакомления с формирование общей культуры личности обучающихся;

          Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения: - словесный (объяснение, беседа, рассказ); - наглядно-слуховой (показ, наблюдение, демонстрация приемов); - практический (работа на инструменте, упражнения); - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления); - эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).       Материально-техническая база МБУДО «ДМШ № 4» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету «Музыкальная литература» оснащены роялями или пианино и имеют площадь не менее 20 кв. метров. МБУДО «ДМШ № 4» имеет в наличии концертный зал с роялем, библиотеку и фонотеку. Помещения своевременно ремонтируются. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий ремонт).