фольклор |
I класс
Основы вокально-хоровой работы:
певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесении текста.
В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал:
1. фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения,
2. малые фольклорные формы устной традиции (игры, считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки),
3. музыкальные фольклорные игры (круговые формы),
4. прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь),
5. игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь),
6. колыбельные в одноголосном изложении,
7. частушки, небылицы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь),
8. игра на ударных инструментах (ложки, трещотки).
II класс
Вокально-хоровая работа:
дальнейшее освоение навыков различных типов дыхания (сольного, ансамблевого, смешанного), свободной артикуляции, объемного звука, унисонного ансамблевого звучания, ровного голосоведения. Расширение певческого диапазона. Продолжение освоения учащимися методики устной работы с певческим материалом. Подготовка двухголосного пения путем унисонного чередования напева, деления ансамбля на группы с закреплением определенных вариантов напева и чередование их.
Музыкальный материал:
1. музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образов),
2. материнский фольклор (пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные в одноголосном изложении без сопровождения),
3. частушки и небылицы в одно- двухголосном изложении (терцовая втора),
4. хороводные и плясовые песни в одно- двухголосном изложении (терцовая втора), с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением,
5. зимние календарные песни, колядки в одноголосном изложении, с распределением по ролям персонажей,
6. масленичный цикл: песни встречи и проводов Масленицы, масленичные частушки и игровые песни. Одно- двухголосное изложение (бурдонное многоголосие),
7. весенние заклички в одноголосном изложении,
8. игра на ударных и духовых (свирели, окарины) народных инструментах.
III класс
Вокально-хоровая работа:
дальнейшая работа над развитием музыкальных способностей (музыкального слуха, чистоты интонирования, музыкальной памяти и др.). Освоение различных техник звукоизвлечения в рамках распевания и исполнения произведений. Освоение различных типов голосоведения. Работа над двухголосием с элементами трехголосия. Освоение методики работы с фонограммами и расшифровками.
Музыкальный материал:
1. музыкальные игры ( повторение старых и разучивание новых образов)
2. музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой
3. хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами
4. шуточные и плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения с хореографическими элементами
5. частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением и a capella, с элементами движения
6. песни святочного периода – колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения
7. весенние заклички и хороводы в одно- двухголосном изложении без сопровождения с элементами хореографии
8. освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни
9. игра на народных музыкальных инструментах: ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка).
IV класс
Вокально-хоровая работа:
работа по совершенствованию певческих навыков – освоение различных певческих техник (открытого, прикрытого, смешанного типов), выработка навыков гибкого, незаметного перехода из одного регистра голоса в другой, навыка свободного артикулирования при пении, владение различными техниками дыхания. Закрепление навыков стройного унисонного и многоголосного ансамблевого пения. Продолжение развития ладового и тембрового слуха, интонационной чуткости. Первые навыки импровизации (умения импровизировать на основе мелодико-ладовой формулы; от II-I, от VII-I в кадансовых оборотах, умение разбить одноголосную ткань на движение параллельными терциями). Продолжение освоение методики работы с фонограммами и расшифровками.
Музыкальный материал:
1. загадки и дразнилки, музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образов)
2. частушки, небылицы, шуточные припевки в двух- и трехголосном изложении с сопровождением
3. хороводные и хороводно-игровые песни в двух- и трехголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца. Освоение простого и переменного шага
4. плясовые и шуточные песни в двух- и трехголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца
5. святочные календарные песни (колядки, таусеньки, щедровки). Постановка обряда колядования.
6. Весенние календарные песни (весенние заклички в гетерофонном изложении без сопровождения), приуроченные хороводы
7. Песни праздников осеннего календаря (Новолетие, Кузьминки)
8. Скоморошины в двух- и трехголосном изложении
9. Солдатские строевые песни в двух- и трехголосном изложении с постановкой движения
10. Освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни
11. Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные ( ложки, трещотки, «дрова»), духовые (свирели, окарины, кугиклы и калюки), струнные (балалайка). Освоение исполнения в составе малых ансамблей (2-3 человека).
V класс
Вокально-хоровая работа:
закрепление и совершенствование певческих навыков, освоение многоголосной фактуры, активное освоение возможностей импровизации (изучение учащимися всех вариантов напева с целью выработать свою линию голосоведения)
Музыкальный материал:
1. хороводные песни в многоголосном изложении без сопровождения. Освоение областных особенностей хороводного шага («в две ноги», «в три ноги», «дробление», «пересек»)
2. шуточные и плясовые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Постановка танцев.
3. песни и обряды святочного периода, постановка святочного обряда.
4. частушки, шуточные припевки и небылицы без сопровождения (с аккомпанементом участников ансамбля)
5. исторические и солдатские строевые песни в двух- и трехголосном изложении, без сопровождения и в сопровождении духовых и ударных инструментов.
6. песни свадебного обряда, величальные и корильные песни в двух- и трехголосном изложении.
7. знакомство с эпическими жанрами – былины и старины.
8. парные танцы – кадрили, полька, краковяк.
9. освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни.
10. игра на струнных народных музыкальных инструментах (балалайка). Освоение аккомпанемента.
VI класс
Вокально-хоровая работа:
совершенствование певческих навыков, владение различными видами многоголосной техники, умение распределять между собой ролевые функции многоголосного исполнительства на принципах стабильного и мобильного поведения участников ансамбля, закрепление навыков свободной импровизации, освоение методики работы по публикациям.
Музыкальные материал:
1. хороводные и игровые песни в трех- и четырехголосном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев.
2. плясовые и шуточные песни в трех- и четырехголосном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев.
3. песни свадебного обряда – величальные, корильные, лирические песни девичника. Причитания невесты.
4. традиции рождества и Крещения, приуроченные к ним песни.
5. Постовые и Пасхальные духовные стихи a capella/
6. Троицкие хороводы, кумицкие песни. Постановка обряда «Зеленые святки».
7. протяжные лирические песни. Двух- четырехголосные партитуры (гетерофония и гомофонно-гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения.
8. вечорошные песни и кадрили, областные особенности танцев.
9. освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни.
10. игра на духовых народных инструментах (жалейка, брелка). Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента.
VII класс
Вокально-хоровая работа:
совершенствование певческих навыков, владение различными видами многоголосной техники, умение распределять между собой ролевые функции многоголосного исполнительства на принципах стабильного и мобильного поведения участников ансамбля, закрепление навыков свободной импровизации, освоение методики работы по публикациям.
Музыкальный материал:
1. хороводные и плясовые песни в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).
2. частушки и небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).
3. протяжные лирические песни. Двух- четырехголосные партитуры (гетерофония и гомофонно-гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения, областные стилевые особенности манеры пения.
4. исторические и строевые походные песни. Баллады.трех- и четырехголосные партитуры.
5. песни летнего земледельческого календаря. Купальские, жнивные песни.
6. свадебные песни ( песни девичника, величальные и корильные, песни свадебного поезда и пира) и элементы свадебной игры.
7. волочебные песни и духовные стихи. Трех- и четырехголосные партитуры, областные особенности манеры пения.
8. ансамблевое исполнение наигрышей на изученных инструментах. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента.