Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

АКТУАЛЬНЫЕ
НОВОСТИ


фольклорное искусство

I класс

Основы вокально-хоровой работы:

певческая установка, навыки пения стоя и сидя. Постановка дыхания (дыхание перед началом пения, одновременный вдох и начало пения, задержка дыхания перед началом пения). Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемой песни. Смена дыхания в процессе пения, развитие навыков цепного дыхания. Выработка естественного и свободного звука, отсутствие форсирования звука. Способы формирования гласных в различных регистрах. Развитие дикционных навыков, взаимоотношение гласных и согласных в пении. Развитие подвижности артикуляционного аппарата за счет активизации губ и языка. Развитие диапазона и интонационных навыков. Развитие ансамблевых навыков, выработка активного унисона, ритмической устойчивости и динамической ровности в произнесении текста.

В вокально-хоровой работе может быть использован следующий музыкальный материал:

1. фрагменты из простейших народных песен, имитация зовов животных, специальные упражнения,

2. малые фольклорные формы устной традиции (игры, считалки, дразнилки, страшилки, загадки, скороговорки),

3. музыкальные фольклорные игры (круговые формы),

4. прибаутки и потешки в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь),

5. игровые хороводы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь),

6. колыбельные в одноголосном изложении,

7. частушки, небылицы в одноголосном изложении и в сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь),

8. игра на ударных инструментах (ложки, трещотки).

II класс

Вокально-хоровая работа:

дальнейшее освоение навыков различных типов дыхания (сольного, ансамблевого, смешанного), свободной артикуляции, объемного звука, унисонного ансамблевого звучания, ровного голосоведения. Расширение певческого диапазона. Продолжение освоения учащимися методики устной работы с певческим материалом. Подготовка двухголосного пения путем унисонного чередования напева, деления ансамбля на группы с закреплением определенных вариантов напева и чередование их.

Музыкальный материал:

1. музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образов),

2. материнский фольклор (пестушки, потешки, прибаутки, колыбельные в одноголосном изложении без сопровождения),

3. частушки и небылицы в одно- двухголосном изложении (терцовая втора),

4. хороводные и плясовые песни в одно- двухголосном изложении (терцовая втора), с элементами народной хореографии и музыкальным сопровождением,

5. зимние календарные песни, колядки в одноголосном изложении, с распределением по ролям персонажей,

6. масленичный цикл: песни встречи и проводов Масленицы, масленичные частушки и игровые песни. Одно- двухголосное изложение (бурдонное многоголосие),

7. весенние заклички в одноголосном изложении,

8. игра на ударных и духовых (свирели, окарины) народных инструментах.

III класс

Вокально-хоровая работа:

дальнейшая работа над развитием музыкальных способностей (музыкального слуха, чистоты интонирования, музыкальной памяти и др.). Освоение различных техник звукоизвлечения в рамках распевания и исполнения произведений. Освоение различных типов голосоведения. Работа над двухголосием с элементами трехголосия. Освоение методики работы с фонограммами и расшифровками.

Музыкальный материал:

1. музыкальные игры ( повторение старых и разучивание новых образов)

2. музыкальные сказки с распределением по ролям персонажей и театрализованной постановкой

3. хороводные и хороводно-игровые песни в двухголосном изложении без сопровождения, с хореографическими элементами

4. шуточные и плясовые песни в двухголосном изложении без сопровождения с хореографическими элементами

5. частушки, шуточные припевки, небылицы в двухголосном изложении с сопровождением и a capella, с элементами движения

6. песни святочного периода – колядки, подблюдные, христославия, святочные хороводы в двухголосном изложении без сопровождения

7. весенние заклички и хороводы в одно- двухголосном изложении без сопровождения с элементами хореографии

8. освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни

9. игра на народных музыкальных инструментах: ударные («дрова»), духовые (кугиклы и калюки), струнные (балалайка).

IV класс

Вокально-хоровая работа:

работа по совершенствованию певческих навыков – освоение различных певческих техник (открытого, прикрытого, смешанного типов), выработка навыков гибкого, незаметного перехода из одного регистра голоса в другой, навыка свободного артикулирования при пении, владение различными техниками дыхания. Закрепление навыков стройного унисонного и многоголосного ансамблевого пения. Продолжение развития ладового и тембрового слуха, интонационной чуткости. Первые навыки импровизации (умения импровизировать на основе мелодико-ладовой формулы; от II-I, от VII-I в кадансовых оборотах, умение разбить одноголосную ткань на движение параллельными терциями). Продолжение освоение методики работы с фонограммами и расшифровками.

Музыкальный материал:

1. загадки и дразнилки, музыкальные игры (повторение пройденных и разучивание новых образов)

2. частушки, небылицы, шуточные припевки в двух- и трехголосном изложении с сопровождением

3. хороводные и хороводно-игровые песни в двух- и трехголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца. Освоение простого и переменного шага

4. плясовые и шуточные песни в двух- и трехголосном изложении без сопровождения, с постановкой танца

5. святочные календарные песни (колядки, таусеньки, щедровки). Постановка обряда колядования.

6. Весенние календарные песни (весенние заклички в гетерофонном изложении без сопровождения), приуроченные хороводы

7. Песни праздников осеннего календаря (Новолетие, Кузьминки)

8. Скоморошины в двух- и трехголосном изложении

9. Солдатские строевые песни в двух- и трехголосном изложении с постановкой движения

10. Освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни

11. Игра на народных музыкальных инструментах. Ударные ( ложки, трещотки, «дрова»), духовые (свирели, окарины, кугиклы и калюки), струнные (балалайка). Освоение исполнения в составе малых ансамблей (2-3 человека).

V класс

Вокально-хоровая работа:

закрепление и совершенствование певческих навыков, освоение многоголосной фактуры, активное освоение возможностей импровизации (изучение учащимися всех вариантов напева с целью выработать свою линию голосоведения)

Музыкальный материал:

1. хороводные песни в многоголосном изложении без сопровождения. Освоение областных особенностей хороводного шага («в две ноги», «в три ноги», «дробление», «пересек»)

2. шуточные и плясовые песни в многоголосном изложении без сопровождения. Постановка танцев.

3. песни и обряды святочного периода, постановка святочного обряда.

4. частушки, шуточные припевки и небылицы без сопровождения (с аккомпанементом участников ансамбля)

5. исторические и солдатские строевые песни в двух- и трехголосном изложении, без сопровождения и в сопровождении духовых и ударных инструментов.

6. песни свадебного обряда, величальные и корильные песни в двух- и трехголосном изложении.

7. знакомство с эпическими жанрами – былины и старины.

8. парные танцы – кадрили, полька, краковяк.

9. освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни.

10. игра на струнных народных музыкальных инструментах (балалайка). Освоение аккомпанемента.

VI класс

Вокально-хоровая работа:

совершенствование певческих навыков, владение различными видами многоголосной техники, умение распределять между собой ролевые функции многоголосного исполнительства на принципах стабильного и мобильного поведения участников ансамбля, закрепление навыков свободной импровизации, освоение методики работы по публикациям.

Музыкальные материал:

1. хороводные и игровые песни в трех- и четырехголосном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев.

2. плясовые и шуточные песни в трех- и четырехголосном изложении без сопровождения и в сопровождении этнографических инструментов. Постановка танцев.

3. песни свадебного обряда – величальные, корильные, лирические песни девичника. Причитания невесты.

4. традиции рождества и Крещения, приуроченные к ним песни.

5. Постовые и Пасхальные духовные стихи a capella/

6. Троицкие хороводы, кумицкие песни. Постановка обряда «Зеленые святки».

7. протяжные лирические песни. Двух- четырехголосные партитуры (гетерофония и гомофонно-гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения.

8. вечорошные песни и кадрили, областные особенности танцев.

9. освоение импровизационных приемов на материале пройденных жанров народной песни.

10. игра на духовых народных инструментах (жалейка, брелка). Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента.

VII класс

Вокально-хоровая работа:

совершенствование певческих навыков, владение различными видами многоголосной техники, умение распределять между собой ролевые функции многоголосного исполнительства на принципах стабильного и мобильного поведения участников ансамбля, закрепление навыков свободной импровизации, освоение методики работы по публикациям.

Музыкальный материал:

1. хороводные и плясовые песни в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).

2. частушки и небылицы в одноголосном изложении и сопровождении музыкального инструмента (балалайка, гармонь).

3. протяжные лирические песни. Двух- четырехголосные партитуры (гетерофония и гомофонно-гармонический склад), сольный запев и хоровой подхват, без сопровождения, областные стилевые особенности манеры пения.

4. исторические и строевые походные песни. Баллады.трех- и четырехголосные партитуры.

5. песни летнего земледельческого календаря. Купальские, жнивные песни.

6. свадебные песни ( песни девичника, величальные и корильные, песни свадебного поезда и пира) и элементы свадебной игры.

7. волочебные песни и духовные стихи. Трех- и четырехголосные партитуры, областные особенности манеры пения.

8. ансамблевое исполнение наигрышей на изученных инструментах. Освоение навыков ансамблевого аккомпанемента.