Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

АКТУАЛЬНЫЕ
НОВОСТИ


домра, балалайка

Программа для домры

Пятилетний курс обучения

Первый год обучения (I класс)

Освоение музыкальной грамоты. Освоение и развитие первоначаль­ных навыков игры на трехструнной домре. Освоение мажорных и минорных тетрахордов, игра по слуху (транспонирование попевок в позициях от второй до седьмой). Пиццикато большим пальцем. Знакомство с медиатором. Игра по нотам (см. рекомендуемую литературу).

Освоение игры медиатором.

Гаммы:

— на открытых струнах: E-dur, A-dur, D-dur;

— на закрытых струнах: G-dur, A-dur; C-dur, D-dur и тонические трезвучия в них.

Удар П, переменные удары ПУ, W, дубль-штрих ПV, пунктирный ритм , элементы тремоло. Систематическое чтение с листа. Упраж­нения для развития координации рук.

Шрадик Г. Упражнения: § 1, № 1—5.

Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение первого года обучения ученик должен пройти:

• 4 этюда;

• 20 песен-попевок: пьесы (песни-прибаутки) на открытых струнах;

• пьесы (песни-прибаутки) на одной струне;

• 10-12 песен и пьес разного характера. Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Второй год обучения (II класс)

Мажорные однооктавные гаммы во второй и третьей позициях на трех струнах от 1,2, 3-го пальцев: G-dur, A-dur, B-dur, C-dur.

Штрихи в них: ПП, ПУ, VV, дубль-штрих, пиццикато большим пальцем. Ритмические группировки: дуоль, триоль.

Мажорные однооктавные гаммы на одной струне: G-dur, A-dur, C-dur, D-dur, E-dur, F-dur и тонические трезвучия в них.

Минорные однооктавные гаммы (натуральный минор) на одной струне: g-moll, a-moll, e-moll (на струне Е).

Штрихи те же, элементы tremolo, nоn legato, позиционное legato.

Шрадик Г. Упражнения: § 1, № 1-10.

Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение года ученик должен пройти:

• 4—6 этюдов в тональностях до трех знаков

• 10—12 пьес различного характера

• Чтение нот с листа (4-6 произведений). Подбор по слуху.

Третий год обучения (III класс)

Мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1, 2, 3-го пальцев (A-dur, B-dur, H-dur, C-dur).

Все штрихи, пройденные во втором классе, и ритмические группи­ровки: дуоль, триоль, квартоль. Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo).

Мажорные двухоктавные гаммы: E-dur, F-dur, G-dur и тонические трезвучия в них.

Штрихи: staccato, legato,

Минорные однооктавные Гаммы на одной струне: g-moll, a-moll (натуральный, гармонический и мелодический минор) и тонические трез­вучия в них.

Штрихи те же. Красочные приемы игры. Натуральные и искусст­венные флажолеты. Пиццикато средним пальцем, шумовые эффекты (игра за подставкой, игра на грифе).

Шрадик Г. Упражнения: § 1, № 11 — 15.

Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение года ученик должен пройти:

• 4—6 этюдов до четырех знаков в ключе на различные виды техники.

• 10-12 пьес различных эпох и стилей. Знакомство с циклической формой (сюитой). Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Четвертый год обучения (IV класс)

Мажорные однооктавные гаммы в шестой и седьмой позициях на трех струнах от 1, 2, 3-го пальцев.

Штрихи: detache, marcato, staccato, legato.

Мажорные двухоктавные гаммы: E-dur, F-dur, G-dur, A-dur, B-dur, H-dur и тонические трезвучия в них. Штрихи: все ранее изученные.

Игра гамм с динамическим развитием (crescendo, diminuendo).

Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль, квинтоль.

Минорные двухоктавные гаммы: f-moll, fis-moll, g-moll, a-moll, h-moll (натуральный, гармонический и мелодический минор) и тони­ческие трезвучия в них.

Штрихи те же.

Шрадик Г. Упражнения: § 1, № 16-20.

Знакомство с основными музыкальными терминами.

В течение года ученик должен пройти:

• 4-6 этюдов на различные виды техники.

• 10—12 пьес различных эпох и стилей.

Знакомство с крупной (циклической) формой: сонатиной, концерти­но, вариациями и т. д.

Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

Пятый год обучения (V класс)

Игра мажорных и минорных двухоктавных гамм, тонических трез­вучий в них различными штрихами.

Хроматические гаммы от звуков Е, F, G. Штрихи: ПП, ПV.

Ритмические группировки: дуоль, триоль, квартоль, квинтоль, секстоль. Шрадик Г. Упражнения: § 1, № 21-25. Однооктавные гаммы в терцию. Штрихи: ПП. (Упражнения, обозначенные курсивом, предлагаются для учащихся, успешно осваивающих программу.)

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминами. Освоение мелизмов, часто встречающихся в произведениях: фор­шлаг, трель, группетто, мордент.

В течение года ученик должен освоить:

• технический материал и элементы красочных приемов игры на дом­ре из произведений В. Дителя, А. Цыганкова (по выбору).

• 4 этюда на различные виды техники

• 8—10 произведений различных эпох и стилей. Исполнение произведений циклической формы. Ансамбли. Чтение нот с листа. Подбор по слуху.

ПРОГРАММА ДЛЯ БАЛАЛАЙКИ

ПЯТИЛЕТНИЙ КУРС ОБУЧЕНИЯ

1 год обучения (I класс)

В течение 1-го года обучения ученик получает элементарные, основные знания по истории возникновения балалайки, как сольного и оркестрового инструмента, развитии исполнительского мастерства, знакомится с устройством и техническими возможностями инструмента.

Ученик осваивает приемы исполнения : щипок большим пальцем правой руки, арпеджио, удары указательным пальцем по 3-м струнам, как одного из элементов «бряцания». Закрепляется посадка и постановка рук. Левая рука задействована преимущественно в 1-ой позиции.

За год учащийся должен пройти :

Гаммы: Ми-мажор, Фа-мажор (в одну октаву);

Этюды: 4-5 этюдов с простым ритмическим рисунком.

Пьесы: 8-10 пьес разного характера (в том числе ансамбли)

Произведения для чтения с листа.

2 год обучения (II класс)

В течение года ведется работа над укреплением посадки и исполнительским аппаратом (мышечной свободой рук). Осваивается прием исполнения : двойной щипок «pizz2», а так же «бряцание». Подготавливается база для освоения «тремоло».

Игра 3-х звучными аккордами с использованием одной открытой струны. Штрихи : легато, стаккато.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Соль-мажор, Ля мажор, Си-мажор, До-мажор, Ре-мажор;

Этюды: 4-5 этюдов

Пьесы: 8-9 пьес различного характера ( в том числе и ансамбля);

Произведения для чтения с листа.

3 год обучения (III класс)

В течение учебного года осваиваются приемы: «тремоло» по 3-м струнам, а также тремоло на одной струне, подцеп указательным пальцем, сдергивание, дробь. Начинается освоение «vibrato» , ведется работа над техническим развитием учащегося.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Си-мажор, Ми -мажор, Фа # -минор (натуральный);

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-10 пьес различного характера (в том числе пьесы для ансамбля);

Произведения для чтения с листа.

4 год обучения (IV класс)

В течение года продолжается работа по техническому развитию учащегося. Закрепляется ряд изучаемых приемов исполнения на произведениях больших по объему с аккордовой фактурой с использованием мелкой техники, усложненный ритм. Осваиваются новые приемы исполнения : глиссандо, флажолет, гитарный прием.

За год учащийся должен пройти :

Гаммы: Фа- # мажор, ре –мажор (натуральные, гармонические и мелодические);

Этюды: 4-5 этюдов;

Пьесы: 8-9 пьесы различного характера (в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа.

5 год обучения (V класс)

В течение года продолжается работа над техническим развитием учащегося, более глубоким осмыслением и восприятием исполняемых произведений. Больше внимания уделяется самостоятельности в трактовке произведений, выборе выразительных средств исполнения (приемов, штрихов, аппликатуры, динамики и др. ), а также подборе репертуара.

За год учащийся должен пройти:

Гаммы: Ми-минор 2-х октавная 3 вида, Ми-мажор 2-х октавная, арпеджио, хроматическая гамма, упражнения (Дорожкин, Шрадик, «Самоучитель», «Упражнения для скрипки»);

Этюды: 3-4 этюда на различные виды техники;

Пьесы: 6-7 пьес различного характера ( в том числе ансамбли);

Произведения для чтения с листа